Несколько лет назад я вел стратегическую сессию в одной крупной и успешной западной компании.
Собралась расширенная управленческая команда. 40 человек замечательных, высоко интеллектуальных людей. Очень опытные руководители, знающие все «входы» и «выходы» корпоративного мира, с грацией и легкостью «разделывали под орех» вопросы стратегии.
И при этом в воздухе висело едва уловимое неприятное ощущение. Что-то такое, что все чувствуют, но предпочитают не выносить на публику. Замешательство какое-то: вроде, вопросы решаются — ну и что? Нет огня, нет искреннего интереса, нет энтузиазма.
Ситуацию выразил один из участников сессии в личной беседе: «во всем этом нет смысла, мы тут из кожи вон лезем, «натягиваем» рынок и постоянно «сидим на шпагате» чтобы у какого-то заморского дяденьки была на 5 % выше капитализация, которая ему и самому-то, возможно, совершенно не нужна».
Согласно одной из моделей позитивной психологии, в любом деле есть 3 уровня смыслов.
1. Смыслы работы.
2. Смыслы карьеры.
3. Смыслы призвания.
То есть, я могу относиться к своему делу как к работе, как к карьере или как к призванию.
Если отношусь к делу как к работе — то ключевое для меня — это «зарплата» в той или иной форме. Важно, что я получу за мою работу. Важны деньги.
Если отношусь к делу как к карьере, ключевое — это развитие: развитие профессионализма, рост статуса, рост уровня влияния, власти, рост масштаба проектов, развитие связей.
Если моя работа для меня — это призвание, то ключевых момента два:
1. Вклад: на первый план выходит вопрос: «что я создаю?». Что полезного, хорошего, важного я делаю для других?
2. Удовольствие: работа для меня — это источник радости. Делаю дело, потому что получаю от этого кайф.
Все три уровня присутствуют у каждого человека и в каждой компании одновременно. Но есть «центр тяжести». Центр тяжести - это тот уровень смыслов, который сейчас максимально направляет действия человека, компании или команды. Тот уровень, который сейчас дает мотивацию и энергию.
Центр тяжести при здоровом развитии сдвигается от «зарплаты», через «карьеру» к «призванию».
Старые уровни присутствуют, но снижают свою значимость по мере этого движения.
Я все больше и больше вижу, как в отдельных людях, так и в целых командах тягу к смыслам призвания. Как будто первые два уровня перестают быть достаточными. Особенно для людей думающих, чувствующих и развивающихся.
Люди на совершенно разных уровнях в компаниях отказываются работать за деньги и даже за развитие. Нам важно нечто большее. Нам важно чувствовать себя частью чего-то настоящего и стоящего. Нам важно, чтобы работа была призванием.
Чемпионский вопрос здесь:
Как превратить свою работу в призвание?
И еще один:
Как искренне, органично и по-настоящему раскрыть смыслы призвания в своей компании?
Более подробно про 3 уровня смыслов можно почитать в книге Шона Ачора «Преимущество счастья. 7 принципов позитивной психологии, которые сделают вас успешным на работе».
Комментарии 0